Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль
На фестиваль 2019 года
подано заявок: 15

Конференция 2019

29 августа 2016 17:05

Авиация в годы Гражданской войны в России 1918-1922 гг.

Авиация в годы Гражданской войны в России 1918-1922 гг.

Научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных Сил,

к.э.н., доцент Булыгин А.В.

 

Гражданская война – это величайшая трагедия России. В этой войне каждый отстаивал свое понимание справедливости. Невольно втянут в эти события был личный состав воздушного флота русской армии. Часть его участвовала во внутрироссийских распрях как на стороне красного, так и белого движения, причем неоднократно меняя свои воззрения и переходя на другую сторону…

Недостаточное и однобокое знание истории гражданской войны в России и подлинных мотивов, которые двигали всем участвовавшими в ней сторонами, может в очередной раз обернуться крупными бедами для страны.

Важность этой темы следует подчеркнуть словами публициста, писателя, философа Александра Ивановича Герцена (1812-1870): «Изучение истории подобно восхождению на возвышенность, с которой виден не только пройденный путь, но и дорога в будущее» …

Накануне Октябрьской революции воздушный флот России представлял собой внушительную силу.

В него входило свыше 300 различных частей, в том числе 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд (44 корпусных, 4 артиллерийских, 4 крепостных, 12 армейских, 24 истребительных и 3 штабных), Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» (4 боевых отряда), 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, а также многочисленные поезда-мастерские, авиабазы, авиапарки, воздухоплавательные парки и т.д. В этих частях насчитывалось до 35000 солдат и офицеров и около 1500 аэропланов различных типов.

Руководство воздушным флотом распределялось между тремя центральными органами. Авиацией внутренних военных округов, учебными заведениями, организацией снабжения фронтовых частей и закупкой авиатехники ведало Управление воздушного флота (Увофлот), подчинявшееся военному министру. После Февральской революции во главе Увофлота стоял профессор Николаевской военно-инженерной академии генерал-майор Д. В. Яковлев.

15-19 ноября  1917 года совместная комиссия Бюро и Авиасовета провела радикальную чистку Увофлота. Из его аппарата уволили свыше 50 «политически неблагонадежных» офицеров и специалистов.

Пока в центральных авиационных штабах кипели «страсти по власти», фронтовые отряды жили своей, безмерно далекой от этой суеты жизнью. А если точнее, они доживали последние дни. Сразу после революции большинство пилотов надеялось, что «этот бардак» продлится неделю, ну от силы — две. А потому они по мере сил продолжали выполнять свой воинский долг. Несмотря на растущую волну дезертирства и обвальное падение дисциплины среди нижних чинов, многие авиаторы по-прежнему совершали боевые вылеты и даже сбивали вражеские самолеты.

Уже на второй день после Октябрьского восстания В. И. Ленин ставит задание об использовании авиации, а на четвертый день в Смольном организуется первая революционная ячейка управления авиацией — Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания. Штаб Бюро немедленно приступил к организации охраны авиационного имущества, формированию в Петрограде авиационных отрядов и отбору для них надежных кадров.

В декабре 1917 года по указанию В. И. Ленина создается Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом республики. Это был централизованный орган коллегиального руководства, принятого в то время во всей армии. Коллегия объединяла все отрасли воздушного дела и осуществляла руководство авиационными предприятиями.

28 октября 1917 г. по указанию В. И. Ленина был сформирован первый социалистический авиаотряд. В течение ноября и декабря 1917 г. в Петрограде было сформировано еще пять авиаотрядов.   Далее формирование авиационных частей пошло быстрыми темпами. К началу мая 1918 года в распоряжении республики по подсчетам Военно-хозяйственного совета имелось всего около 1000 самолетов, в большинстве своем иностранных марок. Из них в строю находилось 300 аппаратов, остальные — на различных складах и заводах. Двигатели на самолетах были изношены.

В марте 1918 года на Центральном московском аэродроме начала работать «летучая лаборатория», проводившая исследования, направленные на улучшение качеств самолетов и двигателей.

В мае того же 1918 года по указанию Ленина учреждается Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Глав-воздухофлот), которое руководит военными воздушными силами страны.

А уже осенью 1918 года Ленин поддерживает инициативу Николая Егоровича Жуковского о создании аэрогидродинамического института. В декабре 1918 года создается Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), ставший впоследствии крупнейшим в мире центром авиационной науки. Его возглавил выдающийся русский ученый Николай Егорович Жуковский.

В 1919 году открыл двери для трудящихся авиационный техникум, вскоре реорганизованный в Институт инженеров Красного воздушного флота, а в 1922 году в Военно-воздушную инженерную академию, вырастившую целую плеяду ученых и конструкторов.

21 сентября 1920 года создается научно-опытный аэродром для испытаний новой авиационной техники.

Советское правительство и лично В. И. Ленин большое внимание уделяли Военно-воздушным силам.     Только за 1918-1919 гг. Председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным написано более 200 документов по вопросам авиации.

С большими трудностями решалась проблема укомплектования авиационных частей летными кадрами.

   Добровольческий принцип комплектования позволил привлечь в Красный Воздушный Флот силы старого воздушного флота России. Это были летчики-солдаты, мотористы и небольшое число бывших офицеров (летчиков, летчиков-наблюдателей и воздухоплавателей). К концу 1918 г. в Воздушном Флоте страны было 269 летчиков и 59 летчиков-наблюдателей.

Владимир Ильич Ленин много раз давал конкретные указания о боевом применении авиации. В 1919 году белогвардейская конница Мамонтова, совершив прорыв Южного фронта, создала угрозу для Москвы. По инициативе Ленина была создана авиагруппа особого назначения — сильный авиационный кулак, нанесший вражеской кавалерии ряд чувствительных ударов. Широко известна относящаяся к этому времени записка Владимира Ильича Троцкому и Склянскому о штурмовке вражеской конницы с бреющего полета. Именно штурмовка колонн белой кавалерии сыграла большую роль в борьбе с мамонтовским корпусом. Не менее ценными были и разведывательные полеты красных летчиков, следивших за каждым шагом белогвардейских частей.

Весной 1918-го из остатков авиаотрядов старой армии, расквартированных в разных городах России, началось создание (пока еще на добровольной основе) новых боевых отрядов красной авиации. Эти отряды получали названия по местам первичной дислокации: «Смоленские», «Орловские». «Тульские», «Калужские», «Московские» и т.д. Другие авиачасти (прежде всего те, которым удалось в значительной мере сохранить свой состав) поначалу носили прежние обозначения, унаследованные с дореволюционных времен (5-й, 12-й и 15-й истребительные, 1-й, 8-й, 11-й, 12-й, 18-й и 22-й корпусные и некоторые другие отряды).

Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот (РККВФ) состоял из авиационных и воздухоплавательных отрядов, которые являлись основной тактической и организационной единицей (частью).

Приказом Л.Д. Троцкого от 15 мая 1918г. был установлен штатный состав авиаотряда: 6 самолетов, 4 автомобиля, 5 повозок и 113 человек личного состава. На практике же эти цифры сильно варьировались, причем, как правило — в меньшую сторону. На фронтах Гражданской войны нередко встречались отряды с тремя- четырьмя, а порой и всего с одним самолетом. Из нескольких авиаотрядов с лета 1918-го могли формироваться авиационные группы — временные оперативные соединения, предназначенные для концентрации авиасил под единым руководством на отдельных направлениях.

 В группу входило от 2-3 до 10 авиаотрядов. В апреле была создана Балтийская воздушная бригада — первое соединение морской авиации в составе восьми гидроотрядов, сведенных в три гидродивизиона.

Решающим шагом в формировании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ) стало введение указом ВЦИК  от 29 мая 1918 г. всеобщей воинской повинности.

Так, если весной 1918 г. в составе Северного фронта было 6-7, то летом 1920 г. в составе Западного фронта - 29 авиаотрядов.

В 1918-1920 гг. в целях массированного применения сил и средств РККВФ на главном направлении боевых действий войск фронтов и армий авиаотряды сводились в авиационные группы (2—10 авиаотрядов в каждой).

Так, в сентябре 1918 г. в составе Восточного фронта действовали 4 авиагруппы, а в составе Южного фронта осенью 1920 г. — две авиагруппы. К концу 1920 г. в Красной Армии было 16 авиагрупп, которыми командовали: Ю. А. Братолюбов, А. Т. Кожевников, С. Я. Корф, И. У. Павлов, И. И. Петрожицкий, И. К. Спатарель, М. П. Строев и др.

Самолеты «Илья Муромец» сводились в авиационный дивизион, который подчинялся Главному командованию Красной Армии.

В воздухоплавательном отряде имелся один привязной аэростат. В августе 1919 г. в Красной Армии имелось 67 авиационных и 28 воздухоплавательных отрядов, дивизион самолетов «Илья Муромец», авиагруппа особого назначения.

Снабженческой и ремонтной базой авиации фронта был авиапарк (мастерские, склад, гараж, другие подразделения), а армейской — авиапоезда-мастерские (до 30 вагонов).

Самолетный парк Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота пополнялся главным образом за счет ремонта и строительства самолетов и двигателей на советских авиапредприятиях, а также частично за счет трофейных самолетов.

 На вооружении Красного Воздушного Флота имелись самолеты "Ньюпор", "Фарман" (Рис.1), "Сопвич"(Рис.2), "Вуазен"(Рис.3), "Илья Муромец"(Рис.4), "Лебедь-12", летающие лодки М-5 и М-9 и др. Их тактико-технические данные отличались большим разнообразием. Максимальные скорости полета самолетов находились в пределах 115-200 км/ч, практический потолок 4000-5000 м, вооружение, как правило, 1-2 пулемета.

Ведение маневренных военных действий на огромных по размеру ТВД требовало строительства самолетов-бомбардировщиков, имевших большой радиус действия, а также разведчиков. Самолеты были деревянной конструкции с полотняной обшивкой, открытой кабиной и неубирающимися шасси.

Всего на вооружении авиации было до 40 образцов самолетов, что крайне затрудняло их ремонт, снабжение запчастями и горюче-смазочными материалами, организацию боевых действий авиационных частей.

В числе множества важнейших и сложных задач, которые с первых же дней организации белого движения встали перед его военно-политическим руководством, было создание воздушного флота. Деятельное участие в его создании приняли и наиболее видные представители авиации старой русской армии: А.А. Казаков, В.М. Ткачев, С.А. Бойно-Родзевич и др.

Военное руководство белых рассматривало авиацию не только как величайшее достижение научно-технического прогресса, а прежде  всего как средство решения боевых задач в интересах сухопутных войск. Воздушный флот белых армий создавался в боевой обстановке.

Организационная структура авиационных частей была типичной для того времени, исходя из опыта первой мировой войны: ее основу составляли авиаотряды (по 4-8 самолетов в каждом). Они, в свою очередь, сводились в авиадивизионы – по 2-3 отряда.

Таким образом, начав гражданскую войну в составе нескольких десятков самолетов в качестве средства воздушной разведки и связи, к середине 1919 г. авиационные силы белого движения превратились в реальную силу (см. таблицу №1), помогавшую сухопутным войскам на всех фронтах в решении поставленных перед ними задач.

Воздушный флот белых армий пользовался услугами иностранных государств не только в материальном плане. Не ограничиваясь посылкой вооружения и снаряжения, союзники направляли в Россию свои авиационные миссии, действовавшие в качестве советников, инструкторов, летчиков. Две авиачасти Королевских Британских воздушных сил поддерживали Добровольческую армию на Южном фронте, четыре английских авиационных отряда принимали участие в боевых действиях на Северном фронте, один авиаотряд французских летчиков и один чешский отряд воевали на Восточном фронте.

Державы Антанты также оказывали помощь в подготовке летного состава. Так, в Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича были летчики после реэвакуации из германского плена, прошедшие переучивание в Англии. Задачи по переподготовке летчиков в армии А.В. Колчака выполняли французские инструкторы.

Однако, в условиях гражданской войны командованию белых армий не удалось наладить надежную систему в подготовке авиационных кадров, прежде всего по причинам слабой организации, отсутствия слаженных действий и недостаточного материального снабжения.

Воздушному флоту белых армий пришлось решать поставленные задачи в условиях противодействия авиации РККА. Она состояла к 1 января 1920 г. из 69 авиационных отрядов. В полосе одного фронта действовало от 6 до 29 авиаотрядов (от 35 до 180 самолетов) советского Военно-воздушного флота. Соотношение сил авиации в большинстве случаев всегда было в пользу Красной армии (см. таблицу №2). Объяснялось это прежде всего преимуществом централизованного руководства РККВФ и возможностью командования РККА распределить авиационные отряды в соответствии с условиями боевой обстановки, перебазируя их с одного фронта на другой.

В тоже время руководство белой авиацией было децентрализовано, плохо скоординировано.

Борьба за господство в воздухе, по опыту мировой войны, велась только путем уничтожения самолетов противника в воздушных боях. Всего за годы гражданской войны был произведен 131 воздушный бой между красными и белыми летчиками (см. таблицу № 3). Незначительное напряжение воздушных боев объясняется темя, что обе стороны располагали небольшим составом авиации, не имели службы воздушного наблюдения, оповещения о самолетах (ВНСО) и радиосвязи с самолетами. В результате этих боев белая авиация на всех фронтах потеряла 20 самолетов (один в 1918 г., семь в 1919 г., 12 в 1920 г.), а сбила только два. Такую статистику советская историография объясняет тем, что во многих случаях белые летчики стремились уклониться от воздушного боя.

По мнению многих авторов, малое число сбитых советских самолетов никак нельзя объяснить отсутствием профессионализма и, тем более, трусостью. Скорее всего из этого следует только один вывод – они не хотели уничтожать друг друга в небе родного Отечества. По-видимому, фактор профессиональной солидарности, корпоративность общих интересов, порой таких далеких от политики, не позволяли им переступать невидимую нравственную черту.

С течением времени, скорее в силу объективных, чем субъективных причин, белое движение пришло в упадок и несмотря на громкие победы летом и осенью 1919 г. на всех фронтах, и в 1920 г. в Крыму, в конечном итоге потерпело катастрофу. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот решал следующие задачи:

  1. ведение воздушной разведки;
  2. поддержка войск;
  3. поддержание связи между штабами, с войсками и партизанами в тылу врага;
  4. корректирование артиллерийского огня;
  5. борьба за господство в воздухе;
  6. разбрасывание агитационной литературы.

Воздушная разведка велась в интересах общевойскового и авиационного командования всеми типами самолетов. Их радиус действия позволял вести ближнюю (на глубину до 40 км) и дальнюю (до 100 км и более) разведку.

 Объектами дальней воздушной разведки были железнодорожные станции, узлы дорог, порты, переправы, а ближней — войска на марше и в районах сосредоточения, артиллерийские позиции, штабы, аэродромы, склады противника. Основным способом воздушной разведки было визуальное наблюдение с докладом результатов после посадки самолета.

Сравнительно успешно советские летчики вели одиночные и групповые боевые действия по вражеской коннице, применяли авиабомбы, пулеметный огонь и металлические стрелы.

В годы войны принимались меры по улучшению взаимодействия авиации с войсками фронта, армии. Иногда разрабатывались планы, инструкции, указания и другие документы по взаимодействию авиации с сухопутными войсками. Например, в 1920 г. в 16А Западного фронта было издано «Краткое наставление войскам и авиаотрядам при выполнении совместных боевых задач».

О возрастающей роли авиации в успешном решении задач войсками фронтов в операциях говорит телеграмма командующего Южным фронтом М. В. Фрунзе Главкому в 1920 г.: «Без поддержки авиации наша пехота... будет нести огромные потери».

Корректирование огня артиллерии с самолетов, которые не имели радио- и аэрофотоаппаратуру, производилось редко. Эта задача выполнялась преимущественно с привязных аэростатов, на которых находился наблюдатель, поддерживающий телефонную связь с артиллеристами.

В проекте «Наставления по применению авиации на войне Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1919 г,) указывалось: «В современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе». В этом документе подчеркивалась необходимость уничтожения любого самолета противника, замеченного над нашим расположением, решительными действиями советских истребителей. В борьбе за господство в воздухе участвовали зенитные средства войск и авиация, которой принадлежала решающая роль.

Командование фронтов и армий приобрело опыт руководства подготовкой и ведением фронтовых и армейских операций, которые имели ряд особенностей по сравнению с первой мировой войной.

В ходе гражданской войны зародился Красный Воздушный Флот, важнейшими принципами боевого применения которого были:

1)       массирование сил и средств авиационных частей на главных направлениях боевых действий войск фронтов и армий;

2)       внезапность действий по противнику;

3)       централизация управления;

4)       взаимодействие авиации с сухопутными войсками;

5)       экономия сил и средств Красного Воздушного Флота.

В годы первой мировой войны, не смотря на трудные условия, в которые была поставлена русская авиация, она внесла весомый вклад в борьбу с врагом. Воздушным флотом России была отработана практика боя парами истребителями, освоены групповые полёты истребителей и бомбардировщиков, а также ведение глубокой разведки тыла противника. Авиация стала весомым фактором успеха любой военной операции. Слаженная работа авиации и артиллерии обеспечивала успех многих сражений. Стремясь к господству в воздухе, русские лётчики удачно стали применять массированные действия авиации и добились в этом успехов. Важную роль играла в войне русская тяжёлая авиация. Геройские подвиги экипажей кораблей «Илья Муромец» славными традициями вписаны в историю отечественной авиации.       

За время иностранной военной интервенции и гражданской войны красные летчики совершили около 20000 самолето-вылетов, сбросили свыше 94500 кг бомб, большое количество металлических стрел, 9000 кг агитационной литературы, сбили 21 самолет противника. Их героизм и воинское мастерство по достоинству оценила Родина.

219 авиаторов были награждены орденом Красного Знамени,

16 летчиков удостоены этого ордена дважды, среди них И. Ф. Воедило, В. Л. Мельников, С. Н. Никитин, А. К. Петренко, С. Я. Корф, Ю. И. Арватов, И. К. Михалюк, а пятеро летчиков: П. X. Межерауп, Я. Н. Моисеев, И. У. Павлов, С. А. Монастырев, Е. М. Ухин - трижды.

Важнейшими источниками этого всемирно-исторического значения победы были: довольно централизованное руководство большевистской партии защитой государства, а также:

1.       мужество и героизм красных воинов на фронте и их поддержка трудящимися массами в тылу;

2.       зарождающиеся в новых условиях передовые взгляды на применение авиации;

3.       вера и поддержка населением нового общественного и государственного строя;

4.       справедливый характер войны Советского государства;

5.       дружба народов, пролетарский интернационализм;

6.       отсутствие единства в действиях вооруженных сил белого движения и интервентов.

К концу гражданской войны в составе Красного Воздушного Флота имелось 65 авиационных отрядов 6-самолетного   состава, 20 гидроотрядов, 

дивизион   воздушных   кораблей   "Илья Муромец" и 28 воздухоплавательных отрядов).

 

Заключение

Белое движение потерпело поражение в гражданской войне, а вместе с ним был повержен воздушный флот белогвардейских армий, защищавший его интересы.

Основные уроки, которые можно извлечь из участия в этой войне русских авиаторов:

1. В гражданской войне нет ни победителей, ни побежденных. Опыт участия в ней личного состава воздушного флота российской армии – серьезное предупреждение тем силам, которые сегодня пытаются ввергнуть Россию в гражданскую войну.

2. Наиболее верным духовным основанием воинской службы, верности воинскому долгу и военной присяге выступают идеи патриотизма, служения Родине и защиты государственных интересов России. Эти качества защитников Родины, передающиеся от одного поколения военнослужащих другому, не могут возникнуть у личного состава уже новых Военно-космических сил сами по себе без знания правды истории.

 

 

Литература

  1. Авиация Гражданской войны. В. Кондратьев, М. Хайрулин. Техника молодежи. 2000.
  2. П. Д. Дузь История воздухоплавания и авиации в России. - Машиностроение, 1981.
  3. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Москва «Советская энциклопедия», 1983.
  4. История Военно-воздушных сил Советской Армии. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1954.
  5. Авиация. Энциклопедия. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского. Москва 1994.
  6. В.Б. Шавров. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г.
  7. Вацетис И.И., Какурин Н.Е., «Гражданская война 1918-1921». Полигон. 1999.
  8. «Гражданская война в СССР», Воениздат, Москва, 1986 г.
  9. Доронин Ю.П. «Воздушный Флот белых армий России в годы гражданской войны 1918-1920 г.г.», Качинское ВВАУЛ, Волгоград, 1997 г.
  10. Коротков И.С. «Боевые действия авиации на Крымском фронте», Военное издательство, Москва. 1938 г.
  11. Коротков И.С. «Разгром Врангеля», Воениздат, Москва, 1955 г.
  12. Красовский С.А. «Жизнь в авиации», Воениздат, Москва, 1960 г.
  13. «Красный воздушный флот», Авиаиздательство, Москва, 1923 г.
  14. «Красный Воздушный Флот в Гражданской войне в СССР; материалы военно-исторической конференции, проведенной в ЦДСА 8 декабря 1967 г.
  15. Самолётостроение в СССР 1917 - 1945». ЦАГИ, Москва, 1992 г.
  16. «Хроника действий Волжско-Каспийской военной флотилии за 1918 -1920 г.г.», Горький, 1934 г.

 

Интернет-источники:

  1. http://topwar.ru/22053-belyy-aviadarm-general-aviacii-vyacheslav-matveevich-tkachev.html - Белый авиадарм генерал авиации В.М.Ткачев
  2. http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2000_03/p3.php - Авиация белых армий в годы Гражданской войны.
  3. http://topwar.ru/56085-konstantin-akashev-otec-sovetskoy-voennoy-aviacii.html - Константин Акашев - отец советской военной авиации.
  4. http://aviator.guru/blog/43946085663/Vladimir-Ilich-Lenin-i-aviatsiya? – Владимир Ильич Ленин и авиация.
  5. http://dvinovaje.ru/load/stati_ob_intervencii/ljotchiki_severa_1918_1919_gg_chast_3/7-1-0-40 -Летчики Севера (1918-1919 годы).
  6. http://aviator.guru/blog/43525107129/Zabyityie-geroi-velikoy-voynyi- Забытые герои Великой войны.

 

 
К списку...
© 2015 duchonovo.ru
Дизайн и программирование: Freedom Studio