Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль | ||
![]() | ![]() | ![]() |
На фестиваль 2019 года подано заявок: 15 | Конференция 2019 | |
ФотогалереяВоенно-исторический календарь26 апреля
1849Обнародован манифест «О движении армий наших для содействия императору Австрийскому на потушение мятежа в Венгрии и Трансильвании». | 29 августа 2016 17:09
Архитектура мечты в условиях гражданской войныРодионова Анастасия Архитектура мечты в условиях гражданской войны
Бывает порой удивительно, как культура сводит такие непохожие явления, как российская гражданская война и русский же космизм. В ситуации, когда брат идёт на брата, сын на отца, находились люди, которые смели мечтать о лучшем мире, о мире без войны, о мире науки. На первый взгляд связь русского космизма и гражданской войны является чисто хронологической, однако, если глубже заглянуть во внутрь большевиков, «красных» в гражданскую войну, мы можем интереснейшие взаимосвязи не уступающие мифологемам о Граале Третьего Рейха. Основателем русского космизма принято считать Н. Ф. автора «Философии общего дела». Под «общим делом» он понимал воскрешение всех когда либо живших людей и заселение ими других планет. Интересно, что тем, кто будет заниматься всеобщим воскрешение у Фёдорова был именно «Новый человек» - совестский пролетарий. Во всём его учении важную роль играла идея мира и единства всех людей, когда либо населявших землю, вне зависимости от их нации или политических убеждений. Собрание сочинений Фёдорова было издано его друзьями не за долго до гражданской войны в 1913 году. Идеи Н. Ф. Фёдорова оказали влияние на таких идеологов большевизма, как Александр Богданов и Анатолий Луначарский, через которых русский космизм проник в ряды красного движения, став своего рода «скрепой». Например, Богданов был одним из любимых философов Ленина, несмотря на то, что позднее Ленин обвинил его «в буржуазном и идеалистическом подходе» в прославлении «магического коммунизма» при помощи своего «жизненного элемента» . Одним из главных его произведений считается «Красная звезда», в котором описывается будущий коммунизм на Марсе. По его мнению, Советская революция создаст – благодаря науке и технологии – Богочеловека, который будет стремиться к бессмертию посредством канонизации крови как жизненного. Богданова двигал дух сциентизма и прагматизма, что привело его к основанию Института переливания крови, и даже к гибели во время неудачного проведения на самом себе эксперимента по переливанию крови. Надо отметить и тот факт, что у Фёдорова был замечательный ученик, который, может быть, чуть больше известен сейчас – это К. Э. Циолковский, один из основателей ракетостроения, чьи ранние работы так же были написаны во время гражданской войны и так же повествовали о прекрасном светлом будущем, которое, на наш взгляд, было представлено весьма механистично. Люди в проекте подобного будущего были лишь винтиками в машине, лёгко заменимыми, но тем ни менее в его творчестве так же прослеживается мотив целостности. Только упор делается не на уникальность отдельной личности, а на её заменимость и бессмертие коллектива. Человек Циолковского - чем-то сродни человеку Возрождения, в свой универсальности. Он может и написать симфонию, и сделать научное открытие и пахать на тракторе. Он абсолютно заменим, и благодаря этой заменимости и поддерживается бессмертие коллектива В самой мысли «если ты умрёшь-тебя заменять» есть определённое созвучие с гражданской войной. Интересен вопрос о том являлся ли космизм и его мечты, тем, что послужило слому системы и гражданской войны. Ответ, безусловно положительный, так как русский космизм в том или ином виде являлся философией руководящих лиц, но что касается обычных граждан, на мой взгляд, большинству космизм, в том числе и «Философия общего дела» казался утопическим проектом, даже в чём-то «высокомерно-утопическим проектом». Как можно было рассуждать о всеобщем воскрешении, когда смерть преследовала тебя там и тут, когда у тебя на глазах гибли друзья и соседи? В этом плане, возможно, проекты К. Э. Циолковского воспринимались массами более тепло, так как имели явное практическое применение. Не менее интересной личностью, пусть и не философом, ответственной за «построение мечты» был сходненский суконный магнат Христофор Семёнович Леденцов. Он много путешествовал по Европе, где его интересовала наука и сами учёные. В 1890-х годах он вернулся в Москву и поселился в особняке своей сестры купчихи Обидиной на Мясницкой. Энергичный купец, X.С. Леденцов пошел по стопам отца и значительно приумножил свое состояние. Но наука интересовала его больше, чем деньги. Его друзьями стали видные московские профессора, а главной целью жизни стало желание использовать свой капитал, составляющий примерно 2 миллиона рублей золотом, на развитие научных исследований. На его средства было создано «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». С первого дня Общество располагало значительным капиталом, ежегодные доходы от которого достигали свыше 100 000 рублей, эти деньги шли на поддержку науки. Мечты о лучшем будущем, даже об утопическом будущем, никогда не оставят людей, в каких бы тяжёлых ситуациях они не были. И найдутся те, кто будут мечтать, и пытаться воплотить свои мечты, и те, кто захочет им помочь от чистого сердца. Список литературы:
| |
© 2015 duchonovo.ru | Дизайн и программирование: Freedom Studio |