Душоново: Храм Тихвинской Богоматери ·Православная гимназия ·Военно-исторический фестиваль
На фестиваль 2019 года
подано заявок: 15

Конференция 2019

29 августа 2016 17:09

Архитектура мечты в условиях гражданской войны

Родионова Анастасия

Архитектура мечты в условиях гражданской войны

 

Бывает порой удивительно, как культура сводит такие непохожие явления, как российская гражданская война и русский же космизм. В ситуации, когда брат идёт на брата, сын на отца, находились люди, которые смели мечтать о лучшем мире, о мире без войны, о мире науки.

На первый взгляд связь русского космизма и гражданской войны является чисто хронологической, однако, если глубже заглянуть во внутрь большевиков, «красных» в гражданскую войну, мы можем интереснейшие взаимосвязи не уступающие мифологемам о Граале Третьего Рейха.

Основателем русского космизма принято считать Н. Ф. автора «Философии общего дела». Под «общим делом» он понимал воскрешение всех когда либо живших людей и заселение ими других планет. Интересно, что тем, кто будет заниматься всеобщим воскрешение у Фёдорова был именно «Новый человек» - совестский пролетарий. Во всём его учении важную роль играла идея мира и единства всех людей, когда либо населявших землю, вне зависимости от их нации или политических убеждений. Собрание сочинений Фёдорова было издано его друзьями не за долго до гражданской войны в 1913 году. Идеи Н. Ф. Фёдорова оказали влияние на таких идеологов большевизма, как Александр Богданов и Анатолий Луначарский, через которых русский космизм проник в ряды красного движения, став своего рода «скрепой». Например, Богданов был одним из любимых  философов Ленина, несмотря на то, что позднее Ленин обвинил его «в буржуазном и идеалистическом подходе» в прославлении «магического коммунизма» при помощи своего «жизненного элемента» . Одним из главных его произведений считается «Красная звезда», в котором описывается будущий коммунизм на Марсе. По его мнению, Советская революция создаст – благодаря науке и технологии – Богочеловека, который будет стремиться к бессмертию посредством канонизации крови как жизненного. Богданова двигал дух сциентизма и прагматизма, что привело его к основанию Института переливания крови, и даже к гибели во время неудачного проведения на самом себе эксперимента по переливанию крови.

Надо отметить и тот факт, что у Фёдорова был замечательный ученик, который, может быть, чуть больше известен сейчас – это К. Э. Циолковский, один из основателей ракетостроения, чьи ранние работы так же были написаны во время гражданской войны и так же повествовали о прекрасном светлом будущем, которое, на наш взгляд, было представлено весьма механистично. Люди в проекте подобного будущего были лишь винтиками в машине, лёгко заменимыми, но тем ни менее в его творчестве так же прослеживается мотив целостности. Только упор делается не на уникальность отдельной личности, а на её заменимость и бессмертие коллектива. Человек Циолковского  - чем-то сродни человеку Возрождения, в свой универсальности. Он может и написать симфонию, и сделать научное открытие и пахать на тракторе. Он абсолютно заменим, и благодаря этой заменимости и поддерживается бессмертие коллектива В самой мысли «если ты умрёшь-тебя заменять» есть определённое созвучие с гражданской войной.

Интересен вопрос о том являлся ли космизм и его мечты, тем, что послужило слому системы и гражданской войны. Ответ, безусловно положительный, так как русский космизм в том или ином виде являлся философией руководящих лиц, но что касается обычных граждан, на мой взгляд, большинству космизм, в том числе и «Философия общего дела» казался утопическим проектом, даже в чём-то «высокомерно-утопическим проектом». Как можно было рассуждать о всеобщем воскрешении, когда смерть преследовала тебя там и тут, когда у тебя на глазах гибли друзья и соседи? В этом плане, возможно, проекты К. Э. Циолковского воспринимались массами более тепло, так как имели явное практическое применение.

Не менее интересной личностью, пусть и не философом, ответственной за «построение мечты» был сходненский суконный магнат Христофор Семёнович Леденцов. Он много путешествовал по Европе, где его интересовала наука и сами учёные. В 1890-х годах он вернулся в Москву и поселился в особняке своей сестры купчихи Обидиной на Мясницкой. Энергичный купец, X.С. Леденцов пошел по стопам отца и значительно приумножил свое состояние. Но наука интересовала его больше, чем деньги. Его друзьями стали видные московские профессора, а главной целью жизни стало желание использовать свой капитал, составляющий примерно 2 миллиона рублей золотом, на развитие научных исследований. На его средства было создано «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». С первого дня Общество располагало значительным капиталом, ежегодные доходы от которого достигали свыше 100 000 рублей, эти деньги шли на поддержку науки.
Расходы производились только из процентов с неприкосновенного капитала.

Умер X.С.Леденцов в Женеве 31 марта 1907 года. По завещанию, всё своё cocтояние, в том числе дом в Москве, земли у полустанка Сходня и в Звенигородском уезде, он передал на цели «Общества» Московскому университету. А так же он  поставил условием, "чтобы пособия «Общества» направлялись на такие открытия и изобретения, которые при наименьшей затрате капитала могли бы приносить возможно большую пользу для большинства населения", иначе говоря, могли быть использованы, только для спонсорства деятелей науки.

Конечно, Леденцов умер за несколько лет до гражданской войны, однако, это не уменьшает его связи с этим историческим периодом. Он не только помог Циолковскому, великому русскому архитектуру мечты, спонсируя его на 5 тыс. рублей в месяц, но и во время гражданской войны его фонд был уничтожен, а деньги так и остались на западных счетах и доступ к ним закрыт.

Мечты о лучшем будущем, даже об утопическом будущем, никогда не оставят людей, в каких бы тяжёлых ситуациях они не были. И найдутся те, кто будут мечтать, и пытаться воплотить свои мечты, и те, кто захочет им помочь от чистого сердца.

Список литературы:

  1. Ватинно, Дж. «Магический коммунизм» и советские космисты [Электронный ресурс] /  Дж. Ватинно // – Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/content/view/258/110/ (дата последнего обращения: 12.07.2016)
  2. Гройс, Б. Е. Александр Дейнека / Б. Е. Гройс. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 64 с.
  3. Гройс, Б. Е. Русский космизм. Антология / Б. Е. Гройс. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. – 336 с.
  4. Фёдоров, Н. Ф. Философия Общего Дела / Н. Ф. Фёдоров. – М.: Эксмо, 2008. – 752 с.
  5. Циолоковский, К.Э. Миражи будущего общественного устройства / К. Э. Циолковский  – М.: Луч, 2010 – 272 с.
  6. Циолковский, К.Э. Моя жизнь и работа/ К. Э. Циолковский. – М.: Либроком, 2012. – 55 с.

 

 
К списку...
© 2015 duchonovo.ru
Дизайн и программирование: Freedom Studio